Татьяна Михалкова: «Пандемия – это повод начать всё заново»


Татьяна Евгеньевна Михалкова уже многие годы трудится на благо отечественной индустрии моды и в качестве руководителя фонда «Русский Силуэт» опекает и открывает миру новые имена. В этот раз она посетила Нижний Новгород в качестве почетного гостя главного события в модной жизни города — Matryoshka Fashion Week, показ которого проходил в здании Нижегородской ярмарки, а также поделилась своим взглядом на современную моду, красоту и женственность.

Татьяна Евгеньевна, какие впечатления у вас от Нижнего Новгорода и от фестиваля?

– Ещё на подходе на меня произвёл впечатление «Губернский оркестр» в костюмах, созданных дизайнером из Сарова Еленой Бабиновой. И само здание ярмарки уникальное – это и путешествие в прошлое, и удивление от настоящего. Тщательная реставрация помогла ему заиграть новыми красками. Я не была в Нижнем почти 20 лет – с момента, когда Никита Сергеевич снимал здесь фильм «Утомлённые солнцем». И в памяти остались леса, дача, где всё это снималось, а сегодня я проехала по городу и была им потрясена.

 Чем же?

– Близость к реке влияет на всю атмосферу города. Когда я стояла на Чкаловской лестнице и видела размах, ширь и удаль, поняла, что здесь особая сила и энергетика. Вы – счастливые люди, что здесь живёте. «Волга течёт при всех властях», – сказал когда-то Сергей Владимирович Михалков, и это так! Город узнать невозможно – к 800-летию он преобразился. Да, ещё многое не закончено, но я в полном восторге. Мы прошлись по Покровке – очень красиво. И сам конкурс достойный.

Я много езжу по России, у меня 32 полуфинала конкурса «Русский Силуэт» и 200 учебных заведений, мы тысячи дизайнеров отсматриваем. Была победительница и из Нижнего Новгорода, но что у вас их так много, я не знала. Победителя для участия в финале международного конкурса «Русский Силуэт» выбрало профессиональное жюри.

Ольга Рыхлова очень достойно представила конкурс-показ. К сожалению, те коллекции, что мне очень понравились, созданы дизайнерами старше 30 лет, а возрастной ценз моего «Русского Силуэта» – до 30. Но на московский фестиваль я их обязательно приглашу!

 Реально ли нестоличному дизайнеру выйти на мировой уровень?

– Об этом говорить рано. К нам приезжают дизайнеры со всей России, у них шикарное образование и хорошие идеи, причём необязательно учиться в Лондоне, можно не хуже выучиться и в Сибири. В России учат не ремесленников, а настоящих художников, которые могут работать в любых областях дизайна, но завоевать мир сложно.

Недавно в «Синдикат высокой моды» вступила Ульяна Сергеенко. В Каннах 25 лет показываем молодых дизайнеров. Но это единичные показы. Они не конкуренты модным домам, которым больше 100 лет. Тем более сейчас, когда в пандемию закрываются ведущие бренды. Каким будет рынок в будущем, не знает никто. И это повод всем начать заново. И, как оказалось, сейчас нужны не только дизайнеры. Мне звонят из-за границы и просят швей-мотористок, конструкторов, скорняков.

Как ещё повлиял коронавирус на моду?

– Повысился интерес к пижамам и простой домашней одежде! Все сидят дома, работают онлайн.

Кто для вас самый талантливый дизайнер всех времён?

– Для каждого он свой. Для меня – Коко Шанель. Потому что она сама себя сделала. Потому что у неё был характер. Часто бывает, что вдохновлённый первыми успехами человек окрыляется, но потом его ломают неудачи. А выиграть на длинной дистанции может только тот, у кого есть сила духа. Мода вовсе не легкомысленна.

Это на картинке стоят красавицы-модели на подиуме, а рядом с ними счастливый дизайнер. Кто думает о том, что эту коллекцию он делал год и преодолел море трудностей? Также выделяю для себя работы дизайнера Александра Арнгольдта и Олега Овсиёва (Viva Vox).

Так и моделям непросто. Часто думают, что у них ветер в голове и что их задача – красиво пройти по подиуму. Но вы пример того, что модель – это всесторонне образованная, начитанная, талантливая женщина. Ум помогает или мешает в модельном бизнесе?

– Я и правда выделялась – в моё время шутили, что «у моделей семь классов на троих». А сейчас кого ни спросишь, все девочки учатся. Модель – профессия молодости. Супермоделей почти не осталось.

23 года – это уже «старушка». Нужны новые лица и новые образы. Поэтому девочки стараются получить образование. Оно помогает им самостоятельно заключать контракты в агентствах по миру и не волноваться о будущем.

А какое оно, модельное будущее? Сегодня всё чаще рассуждают о боди-позитиве и моделях «плюс-сайз» . Есть ли перспектива у этого тренда?

– Когда мы ездили на показы в Париж, всегда поражались тому, что где начинался наш модельный ряд, французский уже заканчивался. Теперь сайз-плюс трудно найти в иностранных марках. И тот, кто займёт эту нишу, сможет разбогатеть. Бабушкины халатики в цветочек уже никому не нужны, одеваться красиво хотят все. И наши дизайнеры – Юдашкин, Зайцев – сделали большие шаги в этой сфере.
Ум должен прилагаться к любому человеку и к любой профессии.

Не так давно вышла в свет книга Славы Зайцева «Провидение», в которую вошли его живопись, графика, стихи. Вы наверняка её уже прочли, ведь он ваш большой друг. Поделитесь впечатлениями.

– Я не просто её видела. Он мне её подарил с автографом на презентации в Москве. Слава для меня – всё. Мы знакомы полвека. Он меня открыл, он меня благословил. Он увидел во мне новый образ девушки-подростка, который сейчас растиражирован, а тогда представляла его только Твигги. Я очень ему благодарна.

А книга… Все знают его как художника, модельера, дизайнера, показы которого проходят в Париже. Он – почётный гражданин Франции. Но почти никто не знает, что он пишет стихи, что он в душе поэт!

Читателям будет интересно увидеть эту новую грань большого мастера.

И узнать его удивительную судьбу – мальчика из Иванова, сына прачки, который рос без отца, создал свою империю моды и учил женщин быть женщинами!

Он – ещё один пример для подражания молодёжи. Он сделал себя сам, служил Моде. Это тоже мой кумир.

В 70–80-е дизайнерские изделия можно было купить прямо после показа. И те, кому посчастливилось купить такой наряд, смело носили его лет двадцать, а то и тридцать. Есть ли сегодня такие платья?

– Сейчас показы совсем другие. Я помню, тоже не могла детям ничего купить. Это сейчас появились гардеробные, и даже для детей. А мы вместе с мамой Никиты Натальей Петровной всё перешивали и переделывали. Дублёнки с Никиты на Аню, с Ани на Тёму, с Тёмы на Надю. Строчили на её машинке «Зингер», вязали, шили. А потом появилась «Бурда моден» и все эти выкройки. Журнал миллионы вывозил из России на популярности этих выкроек. И очень уважали тех девушек, кто по этим выкройкам шил сам. Сейчас, когда я приезжаю в разные города России, мне приносят журналы, где я на обложке – представьте, сколько лет люди их хранят! А теперь время изменилось. Вещи от дизайнеров не ценятся. Молодёжи проще купить десяток простых вещей, чем одну дизайнерскую. Я то думала, если достану из гардероба вещичку от Шанель, то дети и внуки передерутся из-за неё. Нет! Им нравится оверсайз. Но я всё равно храню то, что теперь уже давно «не мой сайз», как произведения искусства.

Что вы храните с особым трепетом?

– Вещи детей. Хотя в семье, где много детей и внуков, всё передаётся и раздаётся и служит дальше. Но я храню платьице и бантики Нади, в которых она снималась в «Утомлённых солнцем».

Правда, что у вас целая коллекция чёрных бархатных бантиков, которые стали вашим фирменным атрибутом стиля?

– Мне много их дарят, и действительно собралась коллекция и бантиков, и маленьких шляпок.

А есть интересные семейные истории, связанные с платьями?

– Я рада, что мои девчонки дружат с дизайнерами, с которыми я дружу. И когда Надюшка выходила замуж, дизайнер Александр Арнгольдт подарил ей шикарное свадебное платье.

А когда мы ехали в Канны представлять «Утомлённых солнцем 2» и Наде нужен был гардероб, нас очень выручила Юлия Янина. Она дала целый кофр на все случаи жизни. И на красную дорожку, и на приём у принца Альберта. На эту дорожку участникам предлагают бесплатные платья от Louis Vuitton. Но для нас на тот момент более выигрышным представлялось платье Юлии. Зато если бы Надя была в ЛВ, она бы попала на обложку журнала: мода – это часть бизнеса. Анну на кинофестиваль одевают открытые на конкурсе «Русский Силуэт» дизайнеры Олег Овсиёв (Viva Vox), Александр Терехов, Вика Газинская…

Многие женщины из мира моды стараются избегать упоминания про то, что они стали бабушками. Вы активно ведёте инстаграм, щедро делитесь с подписчиками семейными фото, у вас много внуков. Что для вас быть бабушкой?

– Это прекрасно – столько плюсов! Я люблю с внуками ездить и на велосипедах, и на лыжах, и на санках. Я рада, что могу наравне с ними наслаждаться всем этим. Да, мне сложнее в гору взобраться, чем им, но зато с горы я скатываюсь куда быстрее! – смеётся Татьяна Евгеньевна и признаётся, что в свободное от работы время печёт им пирожки из сметанного теста.

Татьяна Михалкова – дочь военнослужащего, родилась в Германии, блестяще окончила знаменитый Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком при «Интуристе», а потом стала ведущей моделью в столичном Доме моды и любимицей самого Вячеслава Зайцева.

Вскоре красавица-модель покорила сердце Никиты Михалкова, и они сыграли

свадьбу прямо на съёмках легендарного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В нём Татьяна исполнила маленькую роль девушки, о которой мечтает атаман Брылов. Но кино её не прельстило.
После рождения детей она рассталась с профессией манекенщицы, посвятила себя семье, занялась переводами детской литературы и преподавала английский язык в знаменитой Строгановке.

В 1997 году Татьяна Евгеньевна вместе с Александром Митрошенковым основали благотворительный фонд «Русский Силуэт», созданный для поддержки молодых дизайнеров и сохранения национальных культурных традиций. С тех пор благодаря Татьяне сотни молодых дизайнеров получили возможность заявить о себе на престижных конкурсах.

 

Газета «Нижегородская правда»
№59 от 11.08.2021

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •