Модный век: от манекенщицы низшего сословия к супермодели


Модельный бизнес — это и волшебный бал «Золушки», и рутинная работа с метлой. Когда же появилась столь волнующая и привлекательная для миллионов девушек профессия – модель?

Термин «модель», который сегодня с легкостью слетает с нашего языка, появился совсем недавно – в середине 20 века. Кстати, первым вошло в употребление слово «фотомодель», которое обществу подарило развитие фотоискусства. Первых же представительниц модной профессии называли манекенщицами или демонстраторами одежды. А до них эту функцию выполняли большие, в человеческий рост, деревянные куклы-пандоры, одетые в образцы нарядов. Торговцы путешествовали с ними по замкам и усадьбам, помогая провинциальной аристократии быть в курсе европейской моды. Следующий шаг сделали хозяйки модных салонов и белошвейки — они стали демонстрировать модную одежду на себе, они же в конце 19 века стали заказчиками и организаторами первых «модельных» фотосъемок. И только в начале 20 века французские и английские кутюрье поняли, что их изделия будут выглядеть более презентабельно, если их демонстрировать не деревянных манекенах, а на симпатичных женщинах.

Первое упоминание о модельном бюро, датированное 1915 годом, историки обнаружили в Соединенных Штатах. Примерно в то же время мадам Люсиль, открывшая Дом моделей в Лондоне в 1890 году, устроила в Нью-Йорке шоу с участием 150 манекенщиц, по масштабу вполне сравнимое с современными показами. Чарльз Ворт стал первым европейским модельером, который начал демонстрировать свои авторские коллекции на девушках-моделях. В 1911 году эту идею развил известный дизайнер Поль Пуаре, который организовал тур по городам Европы со своей командой манекенщиц.

Тогда девушки, работающие манекенщицами, были в основном актрисами и танцовщицами, для которых показы были разовой работой. Их облачали в черные платья под горло с длинными рукавами, поверх которых надевали творения модельеров. Такие «нательные чехлы» девушки были вынуждены носить, чтобы отличаться от аристократок. Дело в том, что дамы из высшего общества не хотели покупать одежду «с плеча» представительниц низших сословий. Эта традиция продержалась достаточно долго, прежде чем на подиум вышли профессиональные манекенщицы. Компромисс был найден, когда в Париж привезли первых профессиональных моделей из Америки. С их появлением законодатели французской моды разрешили сложную этическую проблему. Позже, в 20-е годы проблема решилась окончательно. На подиум вышли русские эмигрантки, которые отличались аристократическим шармом, манерами и элегантностью.

Можно сказать, что именно русские модели стали основоположницами этой профессии. От них пошел тот модельный бизнес и те правила дефиле, которые мы знаем сегодня. До них в Европе такого понятия вообще не существовало. После Октябрьской революции в Европу хлынул поток русских эмигрантов. Аристократкам, бежавшим от революции, приходилось браться за любую приемлемую работу. Этим женщинам с младенчества было привито высочайшее чувство собственного достоинства. Имеющие дворянское воспитание и изящные манеры, они умели подавать себя в свете с истинно царским величием. Именно эти девушки благодаря своим талантам быстро и безоговорочно заняли самые высокие позиции в ведущих Домах моды Пуаре, Ланвен, Пату, Ирфе, Шанель, Итеб. Княгиня Ирина Юсупова в девичестве Романова, дочь великого князя Павла Александровича Наталья Палей, балерина Анна Павлова, дочь писателя Куприна Ксения стали для француженок эталоном красоты, грации, вкуса.

В это время европейский модельный бизнес обрел новое понятие — «светская манекенщица». Ее обязанностью было представлять изделия кутюрье в высшем свете. Модель надевала дорогой наряд и отправлялась на прием. Она обращала на себя внимание знатных гостей, рассказывала, у кого купила великолепное платье. Именно русские дворянки приучили владельцев модных домов с уважением относиться к манекенщицам и платить им высокое жалование, а сама профессия модели благодаря русским эмигранткам стала суперпрестижной.

После Второй мировой войны начинают появляться агентства моделей в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Рассказывают такую историю. Американка Эйлин Форд работала манекенщицей в Лос-Анджелесе. Тогда моделей не баловали высокими гонорарами, девушки жили скромно, по четыре-пять человек в одной квартире. Эйлин не блистала красотой, и ей часто приходилось сидеть дома возле телефона. Отвечая на звонки заказчиков, она записывала в специальную тетрадку предложения, которые поступали ее подругам. Так родилась идея появления посредника между моделями и заказчиками, так в 1946 году появилось на свет всемирно известное американское агентство Ford models.

Идею подхватили, развили, и моделинг стал транснациональным бизнесом. В качестве примера можно привести Elite, которое имеет филиалы в крупнейших городах США и дочерние агентства в Париже, Лондоне, Милане, Торонто, Мадриде, Мюнхене, Амстердаме, Токио, Рио-де-Жанейро, Копенгагене…

Манекенщицы по-прежнему рекламировали новые коллекции на светских раутах. Их имена стали известными только в 60-х. Мир до сих пор помнит «тростинку» Твигги, которой старались подражать женщины того времени. В 70-х многое изменилось. Мода стала демократичнее, как следствие родилось движение Black is Beautiful, и в модельном мире появились чернокожие девушки. Одной из первых черных граций была Иман, отличавшаяся экзотической красотой.

В 80-е годы, когда вершину модельной карьеры обозначали фото на обложках и участие в рекламных компаниях, красота подорожала. В эксклюзивных контрактах с косметическими фирмами стали появляться шестизначные суммы. Дизайнеры тоже хотели, чтобы у дома моды было «живое лицо». Джанни Версаче первым стал платить сверхвысокие гонорары за эксклюзивное участие в его дефиле. Его примеру последовали другие.

К началу 90-х слова «топ-модель» и «супермодель» были знакомы всем. Престижность дефиле и журнала определялась числом задействованных моделей-звезд. В касту избранных входили Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Клаудиа Шиффер, Кристи Терлингтон, Синди Кроуфорд и Надя Ауерманн. Они блистали красотой и зарабатывали десятки тысяч долларов за одно дефиле.

Вскоре дизайнеры начали выступать против диктата топ-моделей, поскольку внимание прессы и публики на показах было приковано не к одежде, а к супермоделям. «Королевам обложек» пришлось потесниться: на подиум вышли новые «звезды» — Кейт Мосс, Амбер Валетта, Карла Бруни, Кристен Мак-Менами. С тех пор на подиумах можно увидеть практически все типы внешности. Количество моделей увеличилось и агентства моделей в поиске «новых лиц» стали обращать внимание не столько на классическую красоту, сколько на выразительность и оригинальность.

В материале использованы данные: creativestudio.ru и models.ua

 

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •