Вячеслав Зайцев: вспоминаем историю успеха «красного Диора» в преддверии его 85-летия


2 марта отмечает свой юбилей мэтр российской моды Вячеслав Зайцев. Великому модельеру, живописцу, графику, педагогу и профессору исполнится 85 лет! В честь этого события в рамках традиционной рубрики #ДизайнерыРоссии мы расскажем о том, как строился профессиональный путь «русского Диора», как Вячеслав Михайлович стал легендой моды, и поделимся интересными фактами из его биографии.

Источник: пресс-служба «Русский Силуэт»

Вячеслав Зайцев — это имя давно стало легендой. Модный бренд дизайнера востребован во многих странах мира, потому что творения Вячеслава Михайловича остаются невероятно интересными, красивыми и привлекательными вот уже полвека.

Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в Иваново. Детство будущего модельера пришлось на тяжелые послевоенные годы — кроме того, семья рано осталась без главы. Отец, Михаил Яковлевич, на фронте попал в плен, а после войны был за это осужден и отправлен в лагерь с формулировкой «враг народа». Матери Вячеслава пришлось очень много работать, чтобы поставить двух сыновей на ноги: мыть полы в подъездах, стирать белье. Мальчики, в свою очередь, старались помогать матери по хозяйству и хорошо учиться в школе, чтобы не доставлять ей лишних хлопот.

В эти годы мечтой Вячеслава Зайцева был вовсе не модный подиум, а подмостки театра. C ранних лет мальчик мечтал стать артистом и с удовольствием выступал на импровизированных концертах, пел, танцевал, читал стихи, рисовал афиши. Но в музыкальное училище с клеймом «сын врага народа» было не поступить — и Слава отнес документы в текстильный техникум, где всегда был недобор. С этого и начался интерес молодого человека к тканям и фасонам.

Продолжить обучение Вячеслав решил в Москве. И в родном Иваново, и в столичном вузе учеба давалась ему на удивление легко. После защиты диплома в 1962 году отличник и Ленинский стипендиат Зайцев был вынужден три года отработать на фабрике спецодежды в подмосковном Бабушкино, куда его распределили после окончания института. Но и здесь будущий кутюрье нашел, как применить свои таланты, и создал оригинальную коллекцию, превратив обычные ватники и телогрейки в шедевры дизайнерского искусства.

Информация об этом происшествии просочилась на Запад, и о Вячеславе Зайцеве написали во французской газете «Пари-Матч». Журналисты толпами приезжали в Бабушкино, чтобы увидеть талантливого дизайнера. Интерес к молодому модельеру проявлял сам Пьер Карден!

Когда работа по распределению кончилась, Зайцев стал худруком экспериментального цеха в Доме Моделей на Кузнецком Мосту. Началась новая эра его творчества. Поначалу его модели выходили в единичных экземплярах, и многие из них отбраковывались руководством, а молодого кутюрье даже вызывали на Лубянку. Но слава о «красном Диоре» уже распространилась по всему миру.

Вячеслав Зайцев стал первым дизайнером, который открыто заявил миру: в Советской России тоже умеют и любят модно одеваться! Более того — он вывел моду из «подполья», настаивая на том, что модный показ должен не просто демонстрировать одежду, но и быть ярким красочным шоу. Модельер участвовал в разработке формы для милиционеров и советских спортсменов на Олимпиаде-80, одевал эстрадных звезд: Муслима Магомаева, Тамару Синявскую, Иосифа Кобзона, Эдиту Пьеха, Аллу Пугачеву, Людмилу Зыкину, Филиппа Киркорова и многих других.

Общесоюзному Дому моделей одежды на Кузнецком мосту Зайцев отдал 13 лет — с 1965 по 1979 год — он создавал эскизы костюмов для кино, театра, эстрады, телевидения, фигурного катания. В год Олимпиады модельер решил рискнуть и создать собственное ателье, которое очень скоро превратилось в Московский Дом Моды.

Несмотря на восторг западной прессы и заочное знакомство с самим Карденом, впервые выехать за границу советскому модельеру удалось выехать только в конце восьмидесятых. Здесь его коллекция произвела настоящий фурор — ведущие французские дизайнеры сочли за честь пожать руку изобретательному дизайнеру, а власти Парижа сделали Вячеслава Зайцева почетным гражданином.

Сегодня секрет успеха Зайцева кажется гениально простым: подчеркивать свою «русскость» и использовать народные черты. Самые знаменитые его коллекции — «Тысячелетие крещения Руси», которую он представил в 1987 году в Нью-Йорке, и «Русские сезоны», с которой началась популярность в Париже. Именно благодаря Вячеславу Зайцеву стиль а-ля рус прочно вошел в умы и сердца западных модниц.

В 1992 году кутюрье дополнил линию одежды фирменным ароматом «Маруся», который назвал в честь любимой матери. Тогда же была открыта «Лаборатория моды», где Зайцев и по сей день передает знания и опыт молодым дизайнерам. Из-под его пера вышли две книги, посвященных истории и теории моды, а в 2007 году он стал ведущим программы «Модный приговор» на Первом канале, где проработал до 2009 года. По словам Вячеслава Зайцева, покидать проект было очень обидно, ведь программа в самом деле помогала людям изменить себя. Он вспоминает, как на передачу пришли две девушки, работавшие обычными бухгалтерами. Преобразившись, они стали супермоделями и теперь ведут совсем иную жизнь.

Даже после того, как к мэтру пришел успех, Вячеслав Зайцев и первая советская топ-модель Лека Миронова ездили показывать коллекции в Подмосковье, чтобы позволить простым труженицам села прикоснуться к высокой моде. А несколько лет назад эпатажный юноша-модель Данила Поляков и стилист Наташа Сыч сделали съемку, в которой переосмыслили вещи из знаковых коллекций мэтра, наполнив их современным арт-содержанием.

Команда RSmagazine выражает Вячеславу Михайловичу безграничное уважение и восхищение и желает  неиссякаемого вдохновения, крепкого здоровья и преданных поклонников творчества.

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •