Надежда Петровна ЛАМАНОВА — русский модельер, художник театрального костюма, «Поставщик Двора Ея Императорского Величества» стояла у истоков российской и советской моды XX века.
Надежда родилась в 1861 году в Нижегородской губернии. После окончания местной гимназии она отправляется в Москву. В течение двух лет обучается в школе кройки О. Суворовой, затем начинает работу закройщицей в известной мастерской Войткевичей. В 1885 году открывает свое дело и школу прикладного искусства. Ламанова стала одним из самых популярных модельеров Москвы и поставщиком императорского двора Александры Фёдоровны Романовой. В 1901 году К.С.Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр.
Художница продолжала совершенствовать мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров. Надежда Петровна была первой, кто примкнул к идеям французского модельера Пуаре. Она также стала создавать модели без корсета, которые требовали иной конструкции кроя. У неё одевались известные женщины того времени – Мария Ермолова, Вера Холодная, Анна Павлова, члены царской семьи.
После Октябрьской Революции 1917 года Ламанова потеряла свое ателье, была вынуждена разрабатывать модели простой одежды для широких слоев населения, при этом проектировала платья по идеям народного русского костюма и продолжала создавать шедевры портновского искусства. Модели Ламановой отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» стал чрезвычайно моден в Европе. Каждая модель была в ансамбле с головным убором, сумкой и украшениями, выполненными из бечёвки, шнура, вышивки, соломы.
С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в выставке в Нью-Йорке.
Ламанова создавала также костюмы для советских фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова: «Аэлита», «Александр Невский», «Цирк», «Иван грозный», «Ревизор». Ламанова скончалась в 1941 году.
Надежда Петровна создала методологическую базу всего советского моделирования. При своей мастерской она организовала бесплатную школу. Ученицы Ламановой, у которой не было своих детей, называли её «мама Надя». Произведения Ламановой воспитывают чувство стиля, оттачивают профессиональное мастерство художников-модельеров, пробуждают фантазию, обостряют видение чистоты линий и формы. Это глубокая народность костюма, соответствие образу жизни, климатическим условиям, отказ от слепого подражания западной моде, соответствие физическому и духовному облику человека.
С 1994 года при поддержке Дома Моды Вячеслава Зайцева проводится конкурс профессиональных российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой, который помогает развитию моды как искусства и как индустрии в России.