10 самых известных картин Ильи Репина

Посмотреть фото
10 Фотографии
10 самых известных картин Ильи Репина
Тайная вечеря, 1903

10 самых известных картин Ильи Репина
Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

10 самых известных картин Ильи Репина
Дуэль Онегина и Ленского, 1899

10 самых известных картин Ильи Репина
Портрет писателя Л.Н.Толстого, 1887

10 самых известных картин Ильи Репина
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

10 самых известных картин Ильи Репина
Не ждали, 1884

10 самых известных картин Ильи Репина
Портрет Мусоргского, 1881

10 самых известных картин Ильи Репина
Крестный ход в Курской губернии, 1880–1883

10 самых известных картин Ильи Репина
Мужичок из робких, Репин, 1877

10 самых известных картин Ильи Репина
Бурлаки на Волге, 1873

В Москве открывается масштабная выставка полотен великого русского живописца – Ильи Ефимовича Репина. Экспозиция охватит 50 лет творчества художника, а на время выставки в Третьяковскую галерею привезут более 300 работ из 35 собраний. Пропустить такое событие нельзя – так что скорее ищи свободный вечер в плотном графике весны. А не потеряться в огромной коллекции наследия Репина помогут эксперты #RSM – рассказываем историю десяти самых известных полотен художника.

 Бурлаки на Волге, 1873

Хронология создания этого полотна подробно описана Репиным в автобиографической книге «Далекое и близкое». Художник поехал на Волгу и выполнил множество портретных зарисовок в путешествии – все в стиле критического реализма. Однако, чем больше Репин работал над картиной, тем меньше оставалось от первоначального замысла. Композиция построена так, что бурлаки движутся на зрителя, но при этом ни один из них не заслоняет другого, каждый из них – самостоятельная единица. Несмотря на то, что бурлаки представляют собой единое целое, нетрудно определить характер и темперамент каждого: бурлак-философ, озлобленный «Илька-матрос», флегматичный старик с трубкой и непривычный к тяжелому труду юноша – повествование о людях, годами существующих рядом.

Мужичок из робких, 1877

Картина «Мужичок из робких» написана в Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина. Название этой картины можно назвать ложным и обманчивым – как и характер ее героя. Позу старика, изображенного на полотне, легко принять за выражение неуверенности и скованности – но глаза выдают истинное положение, волю и бесстрашие этого человека. Критики пишут, что в те времена так легко бы мог выглядеть пойманный разбойник или зачинщик государственного бунта. Этот характер называют образом русского мужика «себе на уме» – энергия и воля, хитрость и знание жизни, большой опыт и даже физическая сила – он похож на пружину, которая готова в любой момент распрямиться.

Крестный ход в Курской губернии, 1880–1883

Репин был мастером изображения толпы, большого скопления людей в движении – поэтому нет ничего удивительного, что художник взялся за столь популярную тему крестного хода. Как и в «бурлаках», люди здесь действуют и как единый массив, и как отдельные лица со своими судьбами. В лицах мещан – сознание собственной значительности, важность и даже чванство. Особого внимания заслуживает горбун, чистая вера и страстный порыв которого обращается в настоящую трагедию. Интересно, что в первом варианте главной деталью композиции был пейзаж – но Репин сознательно отказался от его прорисовки: «эксплуататоры края – кулаки – вырубили мои любимые леса, где столько у меня детских воспоминаний», — с болью говорил он.

Портрет Мусоргского, 1881

Известна одна мистическая особенность работ Репина – дело в том, что все известные люди, портреты которых он писал, вскоре после этого умирали. Так было с Алексеем Писемским, Петром Столыпиным и с композитором Модестом Мусоргским. Однако мистика может быть не при чем – на портрете перед нами предстает уже серьезно больной человек. Целью Репина было вовсе не изображение недуга, он желал проникнуть в тайны музыкального гения своего героя. Главное в композиции – взгляд Мусоргского. В его глазах читается явная тоска, смешанная с силой и энергией мудрого человека. Больничный халат выписан схематично, создавая лишь обрамление лица – а фон остается пустым, подчеркивая грандиозность и величие фигуры.

Не ждали, 1884

Эта картина была впервые представлена на выставке передвижников и посвящается судьбе русского народника. Символика деталей была понятна современникам: кумиры революционного движения Шевченко и Некрасов, гравюра с изображением Христа – народники отождествляли свои идеи с мотивом религиозной жертвы. Довершает композицию изображение похорон Александра Iи главный герой, моделью для изображения которого послужил Всеволод Гаршин. Сюжетом стало возвращение в семью политического ссыльного, а также вся гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи. В последнем варианте картина получила еще одну христианскую аллегорию – на притчу о возвращении блудного сына.

 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

«Иван Грозный» – не столько картина на распространенный исторический сюжет, сколько отсылка к событиям 1881 года. Казнь народовольцев и убийство Александра II воплотилось в фигуре потрясенного ужасом царя, который только что убил свое дитя. «Страшно было подходить – не сдобровать… естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности», – писал об этой работе Репин. Важной была и эстетическая составляющая полотна. Во время поездки в Европу Репин попал на бой быков и воспользовался впечатлениями от кровавого зрелища для написания самой известной картины своего наследия – и уже после первой же выставки она была запрещена к показу высочайшей цензурой. Павлу Третьякову, купившему работу, строжайше предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами».

Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1887

Портрет, написанный в Ясной Поляне, является уникальной в своем роде работой Ильи Репина. Дело в том, что современники ждали необычайной монументальности и даже давали советы, как сделать композицию подобающей масштабу личности Толстого. Репин избрал другой путь – он изменил ракурс, сделав горизонт низким, а фигуру писателя – возвышающейся, значительной. Сдержанная колористика, широкие мазки, четкая прорисовка силуэта – все это выделяло героя картины, помещало его прямо перед зрителем. Известно, что портрет был написан с рекордной скоростью, буквально за три сеанса, однако при этом художнику удалось уловить все малейшие движения характера Толстого: тревожную задумчивость, пытливый взгляд, ясность ума и величавое спокойствие.

Дуэль Онегина и Ленского, 1899

Тема дуэли – напряженного противостояния со смертельным исходом – волновала Репина с юношества. Эмоциональность и точность образов дополняется здесь необычной диагональной композицией, которая дает зрителю ощущение трагичности момента. Вместе с тем гордые позы Онегина и Ленского говорят о том, что дело решено довести до конца, примирения не случается. Споры вызывает лишь прорисовка самих героев – художника принято упрекать в некоторой эскизности изображения. И хотя дело может быть в необычной технике смешивания акварели с густыми белилами, кажется, такая прорисовка вовсе неслучайна. И зрителю, и самому художнику хорошо знакомы действующие на полотне лица, но в то же время Репин дал возможность каждому из нас заполнить героев Пушкина своими чертами, дополнить их образы.

Торжественное заседание Государственного совета, 1903

Работа, которую называют главной картиной XXвека. В апреле 1901 года Илья Репин получил правительственный заказ на написание картины к столетию учреждения Государственного совета. Однако назвать готовую работу «заказной» просто невозможно: монументальное полотно, занимающее одну из стен Эрмитажа, стало живой панорамой эпохи. Обозначив перспективу с нескольких точек зрения, мастер дал изображение зала, на котором ни один из участников заседания не теряется среди остальных и лица вполне узнаваемы. Чтобы создать финальный вариант, Репин сначала отрисовал шестьдесят портретов государственных деятелей, посещал заседания совета в течение многих месяцев и даже пользовался фотоаппаратом. Помогали в создании масштабной картины ученики: всю левую часть исполнил И.С. Куликов, а правую – Б.М. Кустодиев.

Тайная вечеря, 1903

Еще один распространенный религиозный сюжет в исполнении большого мастера. Последняя трапеза Иисуса Христа изображается в ярких и в то же время драматичных красках. Иллюзия движения здесь создается за счет света – пламя будто колеблется и добавляет живости лицам учеников, внимающих проповеди Христа. Разнообразие фигур, динамика, которую Репин умел блестяще передавать с помощью поз и мимики персонажей, широкие мазки, свободный стиль и обилие воздуха – недаром этот вариант «Тайной вечери» стал одним из самых известных в мире. Среди земляных и багровых тонов фигура Христа выделена белым, как символ абсолютной чистоты и святости – его же профиль выписан наиболее четко на фоне свободного изображения других апостолов.

Рассказать
  •  
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились