10 самых знаменитых картин Пикассо

Посмотреть фото
10 Фотографии
10 самых знаменитых картин Пикассо
«Трагедия» (1903)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Девочка на шаре» (1905)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Портрет Гертруды Стайн» (1906)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Авиньонские девицы» (1907)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Портрет Ольги в кресле» (1917)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Три музыканта» (1921)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Девушка перед зеркалом» (1932)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Сон» (1932)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Герника» (1937)

10 самых знаменитых картин Пикассо
«Радость жизни» (1946)


На экраны вышел документальный фильм «Молодой Пикассо», посвященный становлению одного из величайших художников двадцатого века. Режиссер картины Фил Грабски рассматривает связь работ с тремя самыми важными городами в жизни художника: Малагой, Барселоной и Парижем. Команда #RSM предлагает подготовиться к сеансу и вспомнить десять самых знаменитых картин Пикассо – а вместе с ними возродить в памяти подробности биографии родоначальника кубизма.


«Трагедия» (1903)

Эта картина относится к «голубому» периоду творчества Пикассо. В то время художник считал, что голубой вбирает в себя все остальные цвета спектра – однако остается оттенком меланхолии и грусти. Между 1901 и 1904 годом Пикассо в основном писал портреты рабочих, изможденных матерей с детьми, нищих, слепых, калек. Депрессия стала частью его собственной жизни после самоубийства лучшего друга Карлоса Касагемаса. «Трагедия» лучше всего выражает эмоцию тоски: на картине тоска передается с помощью специфических поз, мимики и композиционного решения.

«Девочка на шаре» (1905)

Начало нового периода знаменует собой эмоциональный рассвет после долгой ночи. В «розовом» периоде работы Пикассо приобретают охристую и тепло-золотистую гамму, сюжеты становятся более жизнерадостными. На картинах появляется фон и глубина кадра, а композиция оттачивается до совершенства. «Девочка» на шаре построена на контрасте форм и линий: тяжелое плюс легкое, устойчивое и шаткое, статика и динамика. Такие разные фигуры гимнастки и силача на деле уравновешивают друг друга: без сидящего атлета девочка непременно упадет, а он без нее просто-напросто срастется с кубом.

«Портрет Гертруды Стайн» (1906)

После «розовых грез» Пикассо вдруг начинает интересовать монументальное и даже примитивное африканское искусство. Лучше всего это видно на портрете знаменитого литератора Гертруды Стайн – картина, которую художник переписывал целых восемьдесят раз! В итоге Пикассо понял, что долгое позирование героини «замылило» его собственный взгляд на черты Гертруды. После долгого перерыва и поездки в Андорру художник вновь принялся за дело – на сей раз работа удалась блестяще.

«Авиньонские девицы» (1907)

Картина, породившая новое художественное течение – кубизм. До этого никому не приходило в голову изображать человеческое тело как набор геометрических линий и фигур. Изломанные острые углы, гипертрофированные части тела и черты лица – все это вызвало настоящий шок. Полотно, над которым Пикассо работал больше года, было раскритикована в пух и прах даже его близкими друзьями. Здесь также видно влияние африканского искусства и новая тенденция – изображать не внешний облик тела, а обнажать внутреннюю его конструкцию.

«Портрет Ольги в кресле» (1917)

Проходит десять лет, и творческая манера Пикассо резко меняется. Не в последнюю очередь это происходит благодаря событиям личной жизни художника. В Париж приезжают легендарные «Русские сезоны» Дягилева, Пикассо работает над декорациями – и здесь же знакомится с балериной Ольгой Хохловой. Вскоре она станет его женой, а вслед за ней в картины художника вернутся приметы классического искусства. Бледная кожа, тонкие, тщательно выписанные черты лица, сохраняющие пропорции оригинала, неопределенная поза и отрешенный взгляд – ничего подобного до встречи с русской балериной Пикассо еще не создавал.

«Три музыканта» (1921)

Большая картина, которая стала венцом серии работ, написанных в предместье Фонтенбло. Пикассо вновь возвращается к синтетическому кубизму и усиливает абстрактность метода. «Три музыканта» изображает Арлекина, Пьеро и Монаха – считается, что они олицетворяют Пикассо, Гийома Аполинера и Макса Жакоба соответственно. Аполинер и Жакоб были близкими друзьями художника в 1910-х. Однако метод, использованный в этой работе далек от портретной техники: лица друзей и свое собственное Пикассо превратил в четкую последовательность плоскостей, линий и арок.

«Девушка перед зеркалом» (1932)

Эта картина тоже является портретом – на ней изображена французская любовница художника Мария Тереза Вальтер. Здесь преобладает кубизм позднего Пикассо, однако он становится гораздо менее абстрактным, чем в прошлом десятилетии. Главная тема картины – тщеславие во всех его проявлениях. Достаточно внимательно приглядеться к «Девушке перед зеркалом», чтобы увидеть множество символов, имеющих отношение к основной идее: от рук героини, больше напоминающих лебединые крылья, до явно искаженного, перевернутого изображения в самом зеркале.

«Сон» (1932)

Еще в 1925 году Пикассо знакомится с творчеством сюрреалистов – и «берет на заметку» многие из приемов нового метода. В картине «Сон», в частности, использована техника совмещения видов в фас и профиль – тем самым создается иллюзия объемной, подвижной картинки с постоянно меняющимся ракурсом. Художник уделяет особое внимание передаче эмоций через геометрию: округлые плавные линии подчёркивают не только женственность, но и блаженство, которое испытывает во сне молодая красивая женщина.

«Герника» (1937)

В апреле 1937 года испанский городок Герника был стерт с лица земли авиацией немецких войск. Место всегда считалось священным и хранило памятники старины – тем больнее было осознавать трагедию. Пикассо так потрясло нападение на мирных жителей, что он создал огромное полотно – почти в восемь метров длиной – пропитанное гневом, болью и жаждой мести. Это единственная монохромная работа Пикассо, цветовое решение лишь подчеркивает сходство подобной живописи с исторической хроникой. Когда Париж был оккупирован фашистами, художника вызвали на допрос и спросили о «Гернике»: «Это вы сделали?». На это Пикассо ответил лишь: «Нет, это сделали вы».

«Радость жизни» (1946)

После войны в полотна Пикассо вернулись краски и сама радость жизни – неудивительно, что первое же произведение, написанное после падения фашизма, он назвал именно так. Картина воссоздаёт атмосферу языческой идиллии и празднования: фавн и кентавр играют на свирелях, танцует обнаженная женщина, вокруг прыгают радостные козлята, на заднем плане вновь расцветает зеленое дерево. Здесь в полной мере воплотилось окончательно оформившееся творческое кредо автора: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •