RSM | РСМ — модный журнал

10 самых знаменитых картин Пикассо

На экраны вышел документальный фильм «Молодой Пикассо», посвященный становлению одного из величайших художников двадцатого века. Режиссер картины Фил Грабски рассматривает связь работ с тремя самыми важными городами в жизни художника: Малагой, Барселоной и Парижем. Команда #RSM предлагает подготовиться к сеансу и вспомнить десять самых знаменитых картин Пикассо – а вместе с ними возродить в памяти подробности биографии родоначальника кубизма.


«Трагедия» (1903)

Эта картина относится к «голубому» периоду творчества Пикассо. В то время художник считал, что голубой вбирает в себя все остальные цвета спектра – однако остается оттенком меланхолии и грусти. Между 1901 и 1904 годом Пикассо в основном писал портреты рабочих, изможденных матерей с детьми, нищих, слепых, калек. Депрессия стала частью его собственной жизни после самоубийства лучшего друга Карлоса Касагемаса. «Трагедия» лучше всего выражает эмоцию тоски: на картине тоска передается с помощью специфических поз, мимики и композиционного решения.

«Девочка на шаре» (1905)

Начало нового периода знаменует собой эмоциональный рассвет после долгой ночи. В «розовом» периоде работы Пикассо приобретают охристую и тепло-золотистую гамму, сюжеты становятся более жизнерадостными. На картинах появляется фон и глубина кадра, а композиция оттачивается до совершенства. «Девочка» на шаре построена на контрасте форм и линий: тяжелое плюс легкое, устойчивое и шаткое, статика и динамика. Такие разные фигуры гимнастки и силача на деле уравновешивают друг друга: без сидящего атлета девочка непременно упадет, а он без нее просто-напросто срастется с кубом.

«Портрет Гертруды Стайн» (1906)

После «розовых грез» Пикассо вдруг начинает интересовать монументальное и даже примитивное африканское искусство. Лучше всего это видно на портрете знаменитого литератора Гертруды Стайн – картина, которую художник переписывал целых восемьдесят раз! В итоге Пикассо понял, что долгое позирование героини «замылило» его собственный взгляд на черты Гертруды. После долгого перерыва и поездки в Андорру художник вновь принялся за дело – на сей раз работа удалась блестяще.

«Авиньонские девицы» (1907)

Картина, породившая новое художественное течение – кубизм. До этого никому не приходило в голову изображать человеческое тело как набор геометрических линий и фигур. Изломанные острые углы, гипертрофированные части тела и черты лица – все это вызвало настоящий шок. Полотно, над которым Пикассо работал больше года, было раскритикована в пух и прах даже его близкими друзьями. Здесь также видно влияние африканского искусства и новая тенденция – изображать не внешний облик тела, а обнажать внутреннюю его конструкцию.

«Портрет Ольги в кресле» (1917)

Проходит десять лет, и творческая манера Пикассо резко меняется. Не в последнюю очередь это происходит благодаря событиям личной жизни художника. В Париж приезжают легендарные «Русские сезоны» Дягилева, Пикассо работает над декорациями – и здесь же знакомится с балериной Ольгой Хохловой. Вскоре она станет его женой, а вслед за ней в картины художника вернутся приметы классического искусства. Бледная кожа, тонкие, тщательно выписанные черты лица, сохраняющие пропорции оригинала, неопределенная поза и отрешенный взгляд – ничего подобного до встречи с русской балериной Пикассо еще не создавал.

«Три музыканта» (1921)

Большая картина, которая стала венцом серии работ, написанных в предместье Фонтенбло. Пикассо вновь возвращается к синтетическому кубизму и усиливает абстрактность метода. «Три музыканта» изображает Арлекина, Пьеро и Монаха – считается, что они олицетворяют Пикассо, Гийома Аполинера и Макса Жакоба соответственно. Аполинер и Жакоб были близкими друзьями художника в 1910-х. Однако метод, использованный в этой работе далек от портретной техники: лица друзей и свое собственное Пикассо превратил в четкую последовательность плоскостей, линий и арок.

«Девушка перед зеркалом» (1932)

Эта картина тоже является портретом – на ней изображена французская любовница художника Мария Тереза Вальтер. Здесь преобладает кубизм позднего Пикассо, однако он становится гораздо менее абстрактным, чем в прошлом десятилетии. Главная тема картины – тщеславие во всех его проявлениях. Достаточно внимательно приглядеться к «Девушке перед зеркалом», чтобы увидеть множество символов, имеющих отношение к основной идее: от рук героини, больше напоминающих лебединые крылья, до явно искаженного, перевернутого изображения в самом зеркале.

«Сон» (1932)

Еще в 1925 году Пикассо знакомится с творчеством сюрреалистов – и «берет на заметку» многие из приемов нового метода. В картине «Сон», в частности, использована техника совмещения видов в фас и профиль – тем самым создается иллюзия объемной, подвижной картинки с постоянно меняющимся ракурсом. Художник уделяет особое внимание передаче эмоций через геометрию: округлые плавные линии подчёркивают не только женственность, но и блаженство, которое испытывает во сне молодая красивая женщина.

«Герника» (1937)

В апреле 1937 года испанский городок Герника был стерт с лица земли авиацией немецких войск. Место всегда считалось священным и хранило памятники старины – тем больнее было осознавать трагедию. Пикассо так потрясло нападение на мирных жителей, что он создал огромное полотно – почти в восемь метров длиной – пропитанное гневом, болью и жаждой мести. Это единственная монохромная работа Пикассо, цветовое решение лишь подчеркивает сходство подобной живописи с исторической хроникой. Когда Париж был оккупирован фашистами, художника вызвали на допрос и спросили о «Гернике»: «Это вы сделали?». На это Пикассо ответил лишь: «Нет, это сделали вы».

«Радость жизни» (1946)

После войны в полотна Пикассо вернулись краски и сама радость жизни – неудивительно, что первое же произведение, написанное после падения фашизма, он назвал именно так. Картина воссоздаёт атмосферу языческой идиллии и празднования: фавн и кентавр играют на свирелях, танцует обнаженная женщина, вокруг прыгают радостные козлята, на заднем плане вновь расцветает зеленое дерево. Здесь в полной мере воплотилось окончательно оформившееся творческое кредо автора: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».