Чем знаменита Лондонская школа живописи?


Шестидесятые и семидесятые годы прошлого века знамениты не только поп-артом Энди Уорхола и нарисованной банкой консервированного супа. В эту декаду появилось еще и абстрактное и концептуальное искусство – так что рисовать простые пейзажи и портреты в то время было самым бесперспективным занятием на свете. Самым известным течением конца века стала Лондонская школа, и ты наверняка не раз слышала имена ее представителей: Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах или Люсьен Фрейд. Познакомиться с их работами поближе и разобраться во всех тонкостях искусствоведения поможет команда #RSM – готовься к грядущей московской выставке художников вместе с нами.

После войны ситуация сложилась так, что многие абстракционисты переехали в столицу Британии – в то время как поп-арт и концептуализм получил распространение в Америке и старой Европе. У этой группы художниковне было единого манифеста, и сами они себя никак не называли – что не помешало искусствоведам придумать новое понятие: Лондонская школа живописи.

Однако у объединения есть свой основатель – им считается Рон Б. Китай. В далеком 1976 году именно он курировал первую выставку школы «Человеческая глина». Любопытно, что это название было взято из стихотворения Уистена Хью Одена: «Для меня объект искусства – человеческая глина». В экспозиции были представлены работы 48-и участников, включая самого Китая, Ауэрбаха, Бэкона, Фрейда и Кософа.

Критики быстро уловили, что художники выбирают очень схожие объекты для изображения и идентичным образом представляют их. Неудивительно, ведь они вращались в одних и тех же социальных кругах: Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд появляются на картине Эндрюса, сюжетом которой стала ночь в баре для художников TheColonyRoom, Фрейд рисовал Бэкона и Ауэрбаха, Бэкон – Фрейда, и конечно у каждого дома висело несколько работ «коллеги по цеху».

Однако их бэкграунд разительно отличался. Эндрюс был родом из восточной Англии, Бэкон был ирландцем, Аурбах и Фрейд приехали из Берлина – а последний еще и приходился внуком родоначальнику психоанализа. Некоторые ценители живописи до сих пор упрекают искусствоведов в том, что сам термин «Лондонская школа» – искусственный, изобретенный только чтобы ассоциировать менее талантливых и известных художников со знаменитыми, такими, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон. На самом деле их объединение было скорее формой коллективной защитой – ведь в том время абстракционизм традиция, который представляли Уорхол и Поллок, практически полностью вытеснил фигуративное течение из всех мировых галерей.

В центре внимания художников Лондонской школы оказалось человеческое тело, передаче хрупкости и одновременно жизнеспособности которого посвящены многие работы художников. Вообще живопись была глубоко автобиографическим процессом, никто из художников Лондонской школы никогда не разделял себя как творца и как личность. Фрэнсис Бэкон неоднократно говорил о желании уйти от повествовательности, однако его работы снова и снова продолжают рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. Майкл Эндрюс и Р.Б. Китай, в свою очередь, создавали образы на основе литературных источников, фотографий и работ других художников.

Ключевые идеи

Как и многие художники, ставшие известными после Второй Мировой войны, Лондонская школа пытается осмыслить события новейшей истории и заново представить себя самих и человечество в целом. Как многие философы экзистенциализма и поздней феноменологии, они пытаются сломать власть привычки и конструируют новые способы видеть мир.

Картины представителей Лондонской школы очень различны по способу подачи и «шокирующему» воздействию на зрителя. Однако во всех своих творения художники пытаются раскрыть психологическую глубину не только представленного объекта, но и свою собственную. Мир воспринимался через призму собственного опыта, поэтому любое изображение человека скрывало сложный портрет личности, а любой пейзаж отображал характер современности.

Художники комбинировали традиции старых мастеров с популярной культурой, фильмами и литературой – поэтому мы и сейчас можем вычленять отдельные классические образы и философские идеи в работах Лондонской школы.

Кстати, совсем скоро у тебя будет возможность увидеть знаменитые картины воочию – коллекция лондонского Tate приезжает в московский ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» впервые дает российскому зрителю возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни. Ранее она с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе – общей сложности экспозицию посетили более 600 тысяч зрителей. В Москве выставка откроется уже 5 марта и продлится всего два месяца, до 19 мая. Не пропусти!

 

[os-widget path=»/larysakoziarivska/%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B»]

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •