Какой была мода во время войны?


«Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть»

Коко Шанель

В тяжелые времена на хрупкие плечи девушек ложится огромное количество обязанностей и задач, которые требуют немалой мужественности и силы. Именно поэтому так важно оставаться девушкой, даже если мир вокруг горит. Красивая девушка – то, что вдохновляет мужчин на подвиги и свершения, воодушевляет и помогает мысленно отвлечься от ужаса вокруг. Для этого на помощь приходит мода, которая всегда идет бок о бок с прекрасным полом, что бы ни происходило.

Несмотря на железный занавес, советский fashion 40-х годов был практически идентичен европейскому: стиль одежды, фасон платьев, прически и аксессуары. Даже в условиях тотального дефицита, наши модницы старались выглядеть красиво.

Вторая мировая война внесла серьезные коррективы в модную индустрию. В первую очередь это коснулось материалов, из которых изготавливалась одежда. Если раньше это были шелк, шерсть, нейлон и атлас, то теперь это были вискоза, трикотаж, ситец. В СССР ситуация была еще сложнее, поэтому женщины исхитрялись шить себе одежду из мешковины и прочих подручных средств.

Тяжелые времена сказались и на цветовом разнообразии. Основными оттенками были камуфляжный зеленый, серый, темно-синий, коричневый. Но был и «лучик радости»  в виде желтых, бежевых и нежно-голубых цветов. В СССР особой популярностью пользовался белый цвет. Модными «принтами» были вертикальные полоски, мелкий горох и цветочки.

Если говорить про фасон платьев, то в моду снова вошли женственные силуэты, как противовес стилю «гарсон» 20-х годов.В первую очередь это касается возвращения на улицы городов приталенных платьев и костюмов. В этих фасонах явно прослеживалось влияние военной формы: широкие плечи будто под эполеты, четко очерченная талия ремнем, так похожим на армейский, крупные накладные карманы. Юбки стали короче, поскольку необходимо было активно двигаться. По стилю это были либо зауженные юбки с минимумом деталей, либо юбки-клеш. Главной тенденцией была геометрия форм: самый женственный силуэт у платьев и пальто в виде буквы Х, прямоугольная форма пальто (особенно популярна в СССР была) и жакет квадратной формы с узкой юбкой-карандаш.

Что касается обуви, то это была эпоха туфель на платформе или танкетке. Тогда же обрели популярность варианты с открытым мысом или пяткой. Поскольку использование натуральной кожи было сильно ограниченно, для производства обуви стали использовать ткань и синтетические материалы. В СССР ситуация с обувью была такова, что модную «платформу» могли себе позволить лишь самые элитные круги, для обычных граждан модные туфли и босоножки изготавливались кустарным способом: платформу выстругивали из дерева, на нее набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. В основном наши девушки ходили в туфлях лодочках, босоножках и полуботинках со шнуровкой на небольшом каблуке.

Но главным украшением девушки, конечно же, являются ее волосы. В военную эпоху укладывать короткие волосы в популярные ранее локоны стало накладно, поэтому девушки стали отращивать волосы. Самые модные прически 40-х годов: валики надо лбом, завивки на длинные волосы, пучок, подколотые сзади волосы. В СССР также были популярны бараночки из кос и корзиночки. В качестве аксессуара были фетровые или широкополые шляпы, небольшие шляпки с вуалью, удачно скрывающие отсутствие макияжа, береты или тюрбан. Советские модницы вместо готового тюрбана иногда подвязывали сложенную полоской косынку кончиками наверх, делая на темени крупный узел, и таким образом получался тюрбан «а-ля-рус».

Еще несколько интересных фактов:

Мода на бритье ног пошла именно с военного времени. Фильдеперсовые чулки со швом стали настоящим эксклюзивом, поэтому девушки стали брить ноги, покрывать их специальным кремом, иногда тонирующим, и рисовать прямо по голой ноге чулочную стрелку и пятку.

В СССР чулки были особенным дефицитом еще долгое время, поэтому у нас их заменили белые носочки. Классический образ советской девушки тех времен – платье с подкладными плечами или рукавами-фонариками, белые носочки и босоножки или лодочки на маленьком каблуке.

Из шелка шили парашюты. Поэтому самым шиком считалось сшить себе белье из парашюта сбитого вражеского летчика.

40-годы ознаменованы расцветом американской швейной промышленности. Оккупированный Париж перестал быть центром модного мира, и законодателем стиля стала Америка. Американские кутюрье понимали, что не смогут повлиять на эстетику hautecouture, поэтому начали разработку и выпуск готовых повседневных платьев, отличавшихся функциональностью.

Многие именитые кутюрье активно работали на благо простых граждан. Так, Эльза Скиапарелли создавала костюмы для нахождения в бомбоубежищах, а Жанна Ланвен продолжала выпускать продукцию высочайшего качества, несмотря на трудные времена и дефицит материалов.

Началом нового этапа в истории советской fashion индустрии считается 1944 год, когда правительство открыло в Москве дом моделей на улице Кузнецкий мост. Символично, что эта улица известна как «улица моды» еще с XVIII века.

Рассказать
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •